По результатам исследований Волгоградской геологоразведочной экспедиции в 1990-1992 гг. на территории поймы имелось три ареала загрязнения подземных вод.
В Государственном докладе «О состоянии окружающей природной среды Волгоградской области в 1999 году» отмечено отрицательное влияние на грунтовые воды только пруда-испарителя «Большой Лиман», химстоки которого загрязняют подземные воды хазарского водоносного горизонта формальдегидом, метанолом, анилином, капролактамом. Очаг загрязнения связан с влиянием сброса стоков предприятий Волжского промузла. В 1993 году был введен в эксплуатацию опытно-промышленный полигон закачки промстоков «Волжский оргсинтез» в глубокие водоносные горизонты. Химзагрязненные стоки этого предприятия, ранее недостаточно очищенные, поступили в пруд-испаритель «Большой Лиман». Это мероприятие дало положительные результаты в оздоровлении природной среды на территории Среднеахтубинского района. |
Концепция охраны окружающей среды Нормативно-правовая база и общие мероприятия Мониторинг состояния природных комплексов и объектов Охрана естественных экологических систем Охрана водных ресурсов Шумовые и электромагнитные воздействия Концепция просветительской деятельности Парка Мероприятия по экологическому просвещению Подземные воды составляют от 2,7% до 3,8% водопотребления в общем, объеме водопотреблении районов. Для водоснабжения используются воды аллювиального водоносного горизонта. |
||||
В результате использования поверхностных и подземных вод в качестве источников водоснабжения не должен наносится вред окружающей природной среде. Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. |
Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения осуществляется с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Ограничения устанавливаются и для источников водоснабжения и водопроводов хозпитьевого назначения. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. № 7 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения». Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех водопроводах независимо от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. На территории зоны санитарной охраны устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Обязанность выполнения санитарных мероприятий возлагается на органы коммунального хозяйства или владельцев водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории зоны санитарной охраны осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Государственной экологический контроль за выполнением водо-охранных мероприятий проводится специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы и подземные водоносные горизонты. |
||||
Одной из важнейших практических задач является восстановление русловых процессов как в протоках и ериках, так и в самой Ахтубе — кровеносной системе этого сложного природно-хозяйственного организма. В сложившихся условиях восстановление русловых процессов возможно обводнением верхней части р. Ахтуба и Волго-Ахтубинского канала и постоянной расчистки ериков. У Северной окраины Волгограда, где Волга перекрыта плотиной Волжской ГЭС, от Волги влево отделяется рукав — р. Ахтуба, протекающая далее параллельно основному руслу Волги на протяжении около 400 км. Исток Ахтубы при строительстве ГЭС был наглухо перекрыт земляной плотиной. Для питания Ахтубы водой из Волги в 6 км ниже острова сооруженного гидроузла был прорыт Волго-Ахтубинский канал. Часть Волжской воды попадает в Ахтубу из нижних шлюзовых камер через так называемый «Ахтубинский водосброс». Волго-Ахтубинский канал должен обеспечивать Ахтубу водой в количестве необходимом для поддержания существующих систем орошения и водоснабжения, а также для сохранения благоприятных условий судоходства. |
Вопросы повышения водоснабжения орошаемых земель и обводнения территории Волго-Ахтубинской поймы стали возникать после строительства Волжской ГЭС. В настоящее время тенденция ухудшения состояния природно-хозяйственного комплекса территории Волго-Ахтубинской поймы развивается быстрыми темпами. Основная причина — экологически неадаптированный режим работы Волжской ГЭС вкупе с нерегламентированными хозяйственными воздействиями. |
||||
Проект «Расчистка русла Ахтубы» разработан на основе ранее выполненных технико-экономического обоснования и расчета по повышению водообеспеченности р. Ахтуба, где из всех рассмотренных вариантов целесообразным в сложившихся условиях признан вариант подачи воды в р. Ахтубу по Волго-Ахтубинскому каналу из Нижнего бьефа Волгоградского гидроузла. При этом предусмотрена расчистка русла — на участках, препятствующих пропуску необходимого расхода воды до В качестве первоочередных работ по увеличению пропускной способности канала и верхнего участка р. Ахтуба предусматривается расчистка входного канала и перекатов до 25 км реки (нижняя окраина р.п. Средняя Ахтуба). Одновременно выполнена схема берегоукрепительных работ. |
Водо-охранная зона — территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности. Смысл создания водо-охранной зоны — предотвратить загрязнение, засорение, заиление и истощение водных объектов; сохранить среду обитания объектов животного и растительного мира; обеспечить меры по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов; обеспечить благоустройство их прибрежных территорий. В пределах водо-охранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводится дополнительные ограничения природопользования. Поддержание в надлежащем состоянии водо-охранных зон, прибрежных защитных полос и водо-охранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водо-охранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать режим использования этих зон и полос. Установление водо-охранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей; также не запрещает совершение сделок с земельными участками (за исключением случаев, предусмотренных законом). Водо-охранные зоны водных объектов, являющихся объектами питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Водное законодательство регулирует порядок использования земель, лесов и недр в этих зонах. Земельные участки в водо-охранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством РФ, по согласованию с Минприроды России. Использование и охрана лесов в пределах водо-охранных зон направлены на предотвращение загрязнения, засорения и истощения водных объектов. В лесах водо-охранных зон и прибрежных защитных полос рубки главного пользования запрещаются. Разрешается рубки промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. |