Уменьшить шрифт
Увеличить шрифт
Назад
В начало раздела
Содержание сайта
Написать письмо


















Экологические тропы, экскурсии и познавательный туризм

Для природных парков, в отличие от заповедников, познавательный туризм является наиболее приоритетным направлением эколого-просветительской деятельности. Причем, для природоохранной зоны строго ограниченное, именно познавательное, а не развлекательное, тщательно регламентированное посещение (с учетом режимов охраны наиболее ценных территорий, возраста экскурсантов, их образовательного ценза и т.д.) может стать самой значимой формой эколого-просветительской работы.

Главная задача экологической тропы — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры, и воспитанию отношения человека к природе. С другой стороны, задачей тропы является своеобразный природоведческий «ликбез», т.е. расширение у посетителей элементарного объема знаний об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.

Поэтому информационное обеспечение троп носит ярко выраженный учебный характер, а сами они называются учебными экологическими тропами, хотя процесс обучения здесь является не дидактически-назидательным, а носит характер непринужденного усвоения информации.

В связи с этим основные маршруты экологических троп приближены к населенным пунктам, где имеются школы. В средних школах на территории Волго-Ахтубинской поймы сложилась давняя традиция формирования учебных экологических троп в хорошо сохранившихся природных комплексах. Такие, как средняя школа № 1 г. Ленинска и Бурковская школа Среднеахтубинского района, имеют статус экологически ориентированных и являются базовыми методическими пунктами для других школ трех административных районов, входящих в границы поймы.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экотропы способствуют охране природы и являются определенными регуляторами потока посетителей, распределяя их в направлениях, относительно безопасных для особо ценных природных комплексов.

Концепция охраны окружающей среды

Нормативно-правовая база и общие мероприятия

Мониторинг состояния природных комплексов и объектов

Охрана естественных экологических систем

Охрана животного мира

Охрана растительного мира

Охрана водных ресурсов

Охрана воздушных ресурсов

Охрана почв

Шумовые и электромагнитные воздействия

Концепция просветительской деятельности Парка

Мероприятия по экологическому просвещению








Большой эффект для привлечения внимания населения к проблемам Парка дает умелое использование и создание поводов для различных презентаций, открытия выставок живописи, скульптуры (в т.ч. лесной), фотографий, посвященных миру природы, для представления буклетов, альбомов, книг, выпущенных при участии Парка, юбилейных дат и т.д.

Школьные экологические лагеря и экспедиции

Непосредственно организуются Парком и являются очень перспективным способом эколого-просветительской деятельности. Опыт такого лагеря и экспедиций, предпринятый совместно Парком и Центром сохранения биоразнообразия при Волгоградском отделении РЭА, имел большое значение для учащихся, педагогов, специалистов Парка в дальнейшем совершенствовании внешкольной экологической работы.

Данная деятельность позволяет вести эколого-просветительскую работу в интенсивном режиме. Основная цель — привлечение учащихся к непосредственной природоохранной деятельности, расширение экологического кругозора, привитие практических умений и навыков самостоятельной работы на природе.

Экологические праздники и акции

Всемирный день охраны окружающей среды, День птиц, День сохранения биоразнообразия, День охраны водно-болотных угодий и т.д. являются весьма эффективным средством привлечения внимания населения к проблемам ООПТ. Большое значение могут иметь различные праздники, связанные с культурными и духовными традициями местного населения и обладающие ярко выраженным природоохранным характером.

К этим же категориям относятся детские экологические фестивали. К проведению всех перечисленных и многих других экологических акций привлекаются общественные, образовательные организации, органы власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, потенциальные спонсоры.








Развитие музейного дела и визит-центров для посетителей

Создание музея природы в Парке в настоящее время связано с весьма значительными финансовыми затратами и в ближайшее время проблематично. На первых этапах реальнее идти по пути поддержки и пополнения школьных музеев на территории Парка экспонатами, связанными с природой поймы. Музейные экспозиции уже имеются в школе № 1 г. Ленинска, близки к созданию музейных экспозиций «живой природы» средняя школа в х. Бурковский, имеющая экологический профиль, и школа № 1 в г. Краснослободске (имеется специально оборудованный экологический класс).

В пределах Волго-Ахтубинской поймы для активной просветительской работы широко могут быть использованы археологические объекты (демонстрационные раскопы) в районе с. Царев — ставки ханов Золотой Орды (XIII в). Большую историко-архитектурную ценность представляют отдельные строения в г. Ленинске, селах Царев и Заплавное, входящих в список исторических поселений России.

В с. Царев со временем целесообразно организовать музейно-туристический комплекс, отражающий историю и культуру освоения поймы и окраины России с древнейших времен до настоящего времени (разработки подобного регионального музея имеются).

До организации собственного музея целесообразно создание небольшой экспозиции Парка в областном краеведческом музее в г. Волгограде, а также в г. Волжском. В качестве музейных экспозиций «под открытым небом» в перспективе могут рассматриваться демонстрационные вольеры с животными (прежде всего водоплавающей птицы).

Весьма важной формой работы является создание специально оборудованных центров для работы с посетителями, т.е. «визит-центров», менее масштабных по сравнению с музеями природы, но специально оборудованных для лекционных и прочих форм работы с посетителями.

Специальная работа Парка со школьниками и шефство Парка над местными школами уже имеет определенные традиции. На его территории регулярно проходят полевую практику учащиеся во время школьных каникул. Целесообразно было бы восстановить традиции работы школьных лесничеств, «голубых патрулей», «зеленых патрулей», работу кружков юных натуралистов. Эти формы могут играть существенную роль в профессиональной ориентации школьников.

Особой формой просветительской работы является организация Парком временных и передвижных экспозиций, демонстрирующих красоту и богатство природы Волго-Ахтубинской поймы, фото-видеотеки «Иллюстрированное биоразнообразие», а также выставок природоохранного творчества (детские рисунки, фотовыставки и т.д.). Они размещаются не только в музеях, но и в клубах, кинотеатрах, школах, административных учреждениях и т.д.






Информация
Территория
Деятельность
Рекреация
Материалы
Фотоальбом


SpyLOG
Rambler's Top100

Волгоградский информационный сервер

Назад
В начало раздела
Вверх
Содержание сайта
Написать письмо